Главная / НАУКА / Норвежские ученые выяснили: лучше слушать, чем конспектировать
Пример HTML-страницы

Норвежские ученые выяснили: лучше слушать, чем конспектировать

Исследование Вестландского университета (HVL), показывает, что студенты и учащиеся школ запоминают лучше, просто слушая, а не делая заметки, утверждает норвежская телерадиокомпания NRK.

Профессор Йоран Сёдерлунд считает, что написание конспектов может отвлекать студентов и мешать им уловить суть сказанного. Он советует внимательно слушать, а затем записывать то, что осталось в голове. Студенты рассказали NRK, что преподаватели советуют и всячески поощряют их делать конспекты на лекциях и семинарах и считают запись лекций важной частью обучения.

Того же принципа придерживаются и учителя средней школы Сторд, которые считают, что ведение конспектов может помочь ученикам по-другому усвоить материал. 17-летние ученики этой школы, как и большинство других норвежских учащихся, приходят на занятия в ВУЗы и школы с тетрадями и ручками. 

«Конечно, многое зависит от преподавателя и его рассказа или лекции, но в течение часа я пишу от одной до трех страниц», — подчеркивает Анетт Бортвейт.

Конспекты используются учащимися для повторения и изучения перед контрольными работами.

При проведении исследования было выяснено, что лишь два человека в рандомно выбранном классе не записывает то, что говорит учитель. Однако ученики признаются, что после урока или лекции они практически не заглядывают в конспекты.

«Честно говоря, после урока я не особо смотрю в конспекты. Если только учитель не сказал чего-то, чего нет в книге», — объясняет Анетт Борвейт.

Старый метод обучения, по мнению Йорана Сёдерлунда, профессора специального образования в Вестландском университете (HVL), не оправдывает себя. Он действительно устарел, особенно, если конспект пишется вручную. Исследования показали, что для памяти гораздо эффективнее просто слушать, чем одновременно писать от руки или на компьютере. 

Сто норвежских школьников были протестированы один за другим. Им было сказано 12 предложений типа: «катать шар», «писать ручкой» и «пить из стакана». После этого им пришлось повторить столько, сколько они смогли запомнить. Студенты выполняли это упражнение в разных вариациях: 1) слушая и одновременно имитируя сказанное; 2) просто слушая; 3) записывая от руки или 4) записывая на компьютере.

Предыдущие исследования показали, что активное выполнение физически того, что вам нужно запомнить, укрепляет вашу память. И это подтвердило нынешнее исследование. В первом случае, когда участники эксперимента слушали и одновременно выполняли действия, они запоминали в среднем почти девять слов из десяти. Когда просто слушали – результаты были лучше, чем когда они конспектировали/писали. В среднем студенты смогли пересказать восемь предложений из десяти. Написание от руки и конспектирование на компьютере дало практически одинаковые результаты, и это худшие методы запоминания сказанного. Студентам удалось в среднем произнести чуть более шести предложений.

«Идея о том, что мы должны записывать сказанное, возникла в прежние времена, очень давно, и с тех пор она живет своей жизнью, — рассказывает Седерлунд. – Я удивлен результатами нашего исследования, как, впрочем, и тем, что подобные эксперименты никогда раньше не проводились. Здесь еще играет роль и тот факто, что иногда человек при конспектировании думает, как правильно написать слово и просто упускает нить сказанного преподавателем».

Недавнее международное исследование PISA показало, что норвежские ученики стали хуже учиться чтению, математике и естественным наукам. Профессор в целом считает, что отчасти виноваты методы обучения. «Я думаю, что норвежской школе долгое время позволяли продолжать использовать очень неэффективные методы обучения. Это привело к тому, что я называю «шоком». Никто не подвергает сомнению старые методы, и в этом проблема».

Однако с ним согласны не все учителя. Так, Бьёрнар Мелинг из средней школе Сторд и его коллега Ингунн Хансейорде время от времени просят учеников делать записи. Они хотят, чтобы ученики активно участвовали в уроках и считают, что тогда дети по-другому воспринимают материал, когда делают заметки. «Но это не значит, что они должны практически дословно записывать то, что говорится или показано в презентации», — подчеркивает Хансейорде. 

Преподаватели также говорят и о том, что многие ученики умеют плохо конспектировать: они читают учебник и одновременно конспектируют, что происходит и на лекции.

И ученые и учителя согласны в том, что лучше сначала внимательно выслушать лектора или преподавателя, а затем уже записать то, усвоено.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий