Главная / ПОЛИТИКА / Al Jazeera: в борьбе за свои права африканки использовали печенье, и это помогло
Пример HTML-страницы

Al Jazeera: в борьбе за свои права африканки использовали печенье, и это помогло

На войне все средства хороши. Так, африканки в борьбе за свои права использовали необычное «оружие» – выпечку, пишет автор статьи с сайта Al Jazeera. В период апартеида они не могли открыто выражать свою политическую позицию. Поэтому за них говорило «двуликое печенье».После того, как цветным женщинам дали пустые обещания в вопросе равенства и избирательного права, они выразили протест – с помощью яркого и приторно-сладкого печенья.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramВ пекарню «Уэмбли» в Белгравии – пригород Кейптауна, где во времена апартеида жили исключительно цветные – лучше всего приходить на голодный желудок. Тогда вы действительно сможете насладиться свежеприготовленными пирогами, пирожными, печеньем и пончиками.Вы наверняка слышали о таких кондитерских изделиях, как «Красный бархат», рулет с джемом и пончики с заварным кремом. Но есть сладости, которые можно найти только в некоторых частях Кейптауна. Среди них – ароматные «Куксистерс» с косовой стружкой, безе «Герцогги» и яркие «Твигевреджи» с розово-коричневой глазурью.В отличие от южноафриканского политика-националиста Джеймса Барри Мунника (James Barry Munnik Hertzog) Герцога, десерт, названный в его честь, нравится многим (Джеймс Барри Мунник Герцог занимал пост премьер-министра Южно-Африканского Союза, доминиона Британской империи, с 1924 по 1939 год, его политика была направлена на создание режима апартеида и урезание прав коренного населения, но вместе с тем – на расширение прав белых. Так, в 1931 году он дал белым женщинам избирательное право. – Прим.ИноСМИ). Это тарталетка, заполненная абрикосовым джемом и покрытая безе с кокосовой стружкой. Пирожное было придумано белыми женщинами-сторонницами Герцога в 1920-х годах. Его продолжали выпекать во время правления Национальной партии – которая ввела апартеид в 1948 году – и в последующие десятилетия.Но «Герцогги» также получили широкую популярность среди других слоев населения.»Герцог дал два обещания, – объясняет шеф-повар южноафриканского происхождения Касс Абрахамс, известный автор мусульманских кулинарных книг и радиоведущая, которая начиная с 1970-х годов пытается популизировать многовековую кухню своего народа. – Он говорил, что даст женщинам право голоса и что сделает рабов равными белым».Абрахамс неслучайно выбрала именно слово «рабы»: почти через двести лет после отмены рабства, она и капские малайцы (потомки порабощенных мусульман из Индонезии и других стран) не забыли свою историю.»В Кейптауне женщины были крайне воодушевлены обещаниями Герцога, – продолжает Абрахамс. – Они испекли свою собственную, более острую версию «Герцоггов»… на первое время».Когда в 1930 году Герцог не выполнил своё обещание и оставил цветных женщин без права голоса, те решили специально испечь саркастическую версию «Герцоггов»: грубо сделанное и приторно-сладкое твигевреджи с розово-коричневой глазурью, или «двуликое печенье», которому не хватает изысканности и утонченности оригинала. «Женщины стали печь оба вида печенья, клали их рядом друг с другом и рассказывали своим детям историю генерала Герцога», – говорит Абахамс.Обе версии десерта готовят до сих пор. Они пользуются большой популярностью на чаепитиях, свадьбах и похоронах у капских малайцев в Кейптауне – и особенно на Ураза-байрам, добавляет Абрахамс. В пекарне «Уэмбли» в среднем за неделю продается около 1 500 классических «Герцоггов» и 800 «Твигевреджи».

Рецепт катастрофы

В 1920-х годах политика Южно-Африканского Союза (ЮАС) была сосредоточена на вопросе, связанном с коренным населением, а именно – на поиске действенного решения проблемы, которая сильно волновала белое население: цветных было намного больше, чем их. Южно-Африканский Союз был создан в 1910 году, а Вторая англо-бурская война завершилась в 1902 году. Из-за наспех состряпанной Конституции в разных провинциях действовали разные избирательные законы. Так, мужчины всех рас могли голосовать в Капской провинции (при условии, что они имели собственность и обладали грамотностью), но только белые мужчины могли голосовать в трёх других регионах: Трансваале, Натале и Оранжевом Свободном Государстве.Премьер-министр ЮАС Ян Смэтс отказался заниматься вопросом, связанным с коренным населением, предпочитая, как выразился его биограф Ричард Стейн, «отложить эту проблему» в надежде, что она решится сама собой. С другой стороны, непримиримый соперник Смэтса Герцог имел четкое представление о том, как урегулировать этот вопрос. Сегрегация и лишение избирательных прав лежали в основе его идей.Начиная с 1919 года, Герцог, как лидер оппозиции, прилагал немало усилий, чтобы получить голоса цветного населения. Его «новая сделка» для коренных жителей была простой, как писал Гэвин Льюис в своей книге «Между проволокой и стеной: история цветной политики в ЮАР»: «В обмен на поддержку [Герцога] цветное население будет пользоваться привилегиями, предусмотренными законодательством для белых рабочих, и будут освобождены от ограничений, применяемых к коренным африканцам».Частично благодаря этому обещанию Герцог – в коалиции с преимущественно англоязычной, но очень расистской Лейбористской партией – смог победить Смэтса на выборах 1924 года.Кроме того, в честь Яна Смэтса также было названо печенье с джемом, которое напоминало британский тарт «Фрейлин». Питер Вельдсман, один из ведущих кулинарных историков ЮАР, объясняет: «Печенье Яна Смэтса стало, своего рода, политической реакцией его сторонников, мол, «у Герцога есть свой десерт, и нам такое нужно». Лично я предпочитаю печенье Яна Смэтса. И не только потому, что моя семья поддерживала его. Однако уже много лет я не видел это печенье в продаже».

Один шаг вперед, три шаг назад

Тем временем в ЮАС набирало силу движение за предоставление избирательного права женщинам. В то время как большинство западных стран дали им право голоса сразу после Первой мировой войны, в Южной Африке этот процесс шел медленнее. В конце концов, в её парламент входили такие интересные люди, как Т. С. Виссер, который утверждал, будто «развитие женского мозга, в отличие от мужского, останавливается, и это научно доказанный факт».Однако к концу 1920-х ситуация изменилась, и такие люди, как Виссер, оказались в меньшинстве. Даже Герцог согласился с тем, что женщины должны обладать правом голоса. А когда он объявил о своих планах предоставить как белым, так и цветным женщинам право голоса – чтобы «сделать рабов равными белым» – «Герцогги» начали со скоростью света вылетать из капо-малайских печей.Но Герцог был политиком-расистом. Чтобы узнать его истинное мнение по вопросу избирательного права, достаточно взглянуть на заявление трансваальского отделения его собственной партии, сделанное в 1928 году: «Женщина не хочет голосовать вместе с ****** (расистский термин для чернокожих)».

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий