Главная / НАУКА / Профессор МГУ рассказал, кто управляет нашим сознанием при помощи мягкой силы
Пример HTML-страницы

Профессор МГУ рассказал, кто управляет нашим сознанием при помощи мягкой силы

Кто «охотится» на нас и с какой целью

Все современные люди, по словам Гребенюка, находятся под беспрецедентным информационным давлением, что заставляет психологов часто напоминать нам о цифровой гигиене.

Последнее время информационное воздействие несет все больший манипулятивный эффект.

– Эта информация – не просто информация, – говорит профессор. – Она постоянно подталкивает нас к каким-то действиям: что-то почитать, посмотреть, где-то поставить лайк, что-то купить, а иногда некоторым даже внушает штурмом взять аэропорт. Еще больше настораживает то, что информационное давление начинает нас трансформировать, добирается до нашей системы ценностей, до наших социальных установок, влияет на наши модели социального поведения. 

Кто же те люди, которые пытаются воздействовать на нас?

Александр Гребенюк выделяет три группы субъектов, которые занимаются этим ежедневно. Во-первых, это глобальные и региональные игроки – промышленные корпорации. Зачем им надо на нас воздействовать? Да затем, что «мы должны покупать». Им надо сформировать запрос населения на потребление. Без этого система развиваться не может. А кто лучший покупатель модного гаджета? Тот, кто приходит с ним домой и… довольно скоро выбрасывает его и идет за следующим. Скорость выхода из строя вещей подталкивает людей к более частой их смене, таким образом раскручивается маховик безудержного потребления.

Вторая группа, ведущая «охоту» на нас, – это агенты «экономики внимания». Что это такое? Это новая отрасль, где пытаются монетизировать наше с вами внимание. Это владельцы интернет-платформ с различным контентом, лидеры общественного мнения, блогеры. Они используют наши просмотры, наше время и наше внимание, зарабатывая на них деньги. Чем больше внимания мы направляем в YouTube, Телеграм, тем больше они зарабатывают.

– Казалось бы, все просто: у нас же есть телеканал «Культура»! Включайте и смотрите только его! – предлагает ученый. – Но почему-то мы все-равно переключаемся на ежедневные короткие новости в соцсетях. И пусть они низкопробные по сравнению с контентом по-настоящему культурной передачи, они больше притягивают наше внимание тем, что постоянно обновляются. Правило успешного блогера гласит: чтобы удерживать потребителя новостей, надо производить контент постоянно. Два поста в неделю – этого уже мало, надо по три сториз в день…

Социолог предлагает вспомнить выдающийся фантастический фильм последнего десятилетия «Интерстеллар». Подобный культурный продукт, по его словам, может быть сотворен раз в 10-15 лет. Он действительно заслуживает внимания, и многие его посмотрели. А что такого «гениального» порождают лидеры общественного мнения каждый день?

– «Нас «ловят» на негативный контент, потому что наш мозг возбуждается от него, – раскрывает секрет профессор. – Это объясняется ходом нашей эволюции: кто выживал в первобытные времена? Тот, кто успевал вовремя среагировать на раздражители, вовремя убежать, спрятаться. Мы падки на негатив. Но надо понимать, что зачастую нас кормят низкопробным контентом, разрушающим наше сознание.

Третья группа, влияющая на нас, – это мировые политические центры силы. Им надо выделяться, и потому они тоже генерирует большое количество информации, которое направлено на нас. 

Гребенюк отмечает, что пока всем трем группам хватает площадок для влияния на население, но пройдет еще 5-7 лет, и эти центры начнут между собой серьезно конкурировать. Исходя из бюджета нашего свободного времени, – на всех на них его просто не хватит.

Какими средствами пользуются «охотники»

Есть методика воздействия на публику, которая не просто помогает захватывать внимание, но и управлять сознанием людей, стимулировать их к совершению тех или иных действий.

Цель социальных технологий сформировал в свое время западный философ Карл Поппер. В своей книге «Открытое общество и его враги», которая, по словам социолога, считается библией либерального крыла, представлен элементный социальный инжиниринг, то есть, социальная технология, которая на основе алгоритма с использованием методов и инструментов создает в обществе что-то желаемое. 

– Например, мы можем создавать явления – запускать миграционное движение, электоральное, политическое, развивать, трансформировать какое-то явление в процесс, а может, и уничтожать его, – поясняет ученый. – Но основной объект воздействия — это, конечно, сознание индивида: чтобы мы получили какой-то результат (он может быть и направленным на пользу общества), мы должны воздействовать именно на него. Но как воздействовать на сознание, – ведь у человека нет специальной кнопки! Сознание – это очень абстрактная, многокомпонентная сущность. Мы, социальные аналитики, оцениваем это воздействие на другом уровне. Первое, что мы сейчас видим, — идет воздействие на ценности. Ценности крайне важны для человека, потому что они выступают для него своеобразным конструктором будущего поведения, критериев, благодаря которым человек оценивает окружающих и происходящее вокруг. Если у человека есть какая-то ценность, то в соответствии с ней формируется и социальная установка. 

Ученый приводит пример: допустим, у человека есть какая-то система ценностей. От того, какое место там занимает семья и дети, будут зависеть его репродуктивные настройки. Если семья в распределении ценностей находится вверху, для него это важно, он будет ориентирован на создание благополучной, сплоченной семьи, на рождение одного или нескольких детей. 

Но вот за него берется социальный технолог, которому, надо убедить его в обратном, он начинает «работать с ценностями». К примеру, говорит потенциальному семьянину: «Какие дети?! У тебя должны быть другие задачи: дом в Испании, автомобиль С класса, яхта…» То есть появляется потребительская установка – одна из основных мотивационных установок человека – и, соответственно, появляется конкуренция между ценностями за ваши поступки.

Или обратный пример. Подросток любит вредный фаст-фуд – с жареной картошкой, большим количеством сахара, канцерогенами… Задача других социальных технологов – донести до ребенка мысль: «Не нужно тебе туда», изменить систему его ценностей. Как это сделать? Заставить задуматься, трансформировать сознание: «Да, там вкусно, но ты должен думать о последствиях. Это пристрастие закончится в лучшем случае лишним весом, а в худшем — болезнью желудка». Значит, делаем мы вывод:  лучше питаться дома или там, где готовят блюда безопасным для здоровья способом.  

Мягкая сила

Социальные технологии могут повлиять не только на поведение, здоровье и личную жизнь людей, но даже гипотетически расширить границы государства, усилить степень его влияния.

Немецкий социолог Фридрих Ратцель когда-то говорил, что пространственный рост государства сопровождается не только за счет расширения границ, но еще – на основе мощного притягательного излучения, говорит Александр Гребенюк. Что это такое? В начале 70-х годов в США проходили семинары. Основная тема их заключалась в нахождении ответа на вопрос: «Что делать с СССР?». Напомню, что в конце 60-х наша страна, победившая в самой кровопролитной  войне, страна, строившая социальное государство, где трудяги получали всевозможные преференции, была довольно притягательна для многих. К тому же это было государство, которое первое в мире запустило человека в космос, где жил самый сильный человек в мире – олимпийский чемпион по тяжелой атлетике… Так мы выглядели в мире. Излучение наше, наша мягкая сила была подобна излучению Солнца: человеку хотелось находиться в его лучах.

Но не мы ввели в лексикон термин «мягкая сила». Это сделал в 80-х годах прошлого века американский политолог Джозеф Най. Что он под ней понимал? Мягкая сила – это способность убедить других хотеть того же, чего хочешь ты, или – непрямой метод осуществления власти. Никого не надо заставлять что-то делать, – другие люди, страны сами встраиваются в фарватер твоих идей, твоего развития. 

Главная задача мягкой силы – создать запрос в обществе. Он должен быть такой: «Мы хотим, чтобы было, как там, – там лучше». Если бы на самом деле кто-то знал «как лучше», то мы давно жили бы без войн. Но на то она и мягкая сила, чтобы убеждать, порой в том, чего нет на самом деле.

Для мягкой силы, по словам Гребенюка, очень важен контент. Например, у США кроме нематериального контента – «демократии», «свободы слова», «американской мечты» – есть вполне осязаемые, материальные вещи: «Макдоналдс», айфон и пр. 

Для культивации нужного влияния очень важна ресурсная база. Это направления, откуда берутся контент и паттерны — привлекательные образы. Это и культура (к примеру, сильный кинематограф), и дипломатия, и развитые вооруженные силы с передовыми системами вооружения, которые ассоциируются с развитыми технологиями. Важны также сильная система науки и образования, сильная промышленность, спортивные достижения. Причем, – не только спортивные рекорды от звезд мирового спорта, но и проведение спортивных мероприятий, которые также ассоциируются у людей с сильной страной, способной создать соответствующую инфраструктуру. Если удастся максимально наполнить все сферы общественной жизни своими привлекательными образами, можно повысить престиж страны, который поможет значительно усилить реальную экономику, военную мощь, уровень благосостояния граждан.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий