Дмитрий ДобровЗавершившийся в Мюнхене крупнейший после эпидемии коронавируса автосалон IAA Mobility2023 стал смотром новых трендов в автомобилестроении. Организаторы сделали упор на «климатическую нейтральность» и «Е-мобильность», то есть в перспективе на полный отказ от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и переход на электрические и гибридные автотранспортные средства. Вместе с тем мюнхенский автосалон продемонстрировал невозможность быстрого и радикального перехода на электромобильные средства передвижения. Примечательно, что традиционные авто по-прежнему занимали значительную часть экспозиции и находились в центре внимания посетителей.Читайте ИноСМИ в нашем канале в TelegramПредседатель правления концерна BMW Оливер Ципсе предостерег в этой связи автопроизводителей от преждевременного отказа от двигателей внутреннего сгорания. По его словам, форсировать электропереход в условиях энергетического кризиса очень рискованно. Заявленный Еврокомиссией запрет на двигатели внутреннего сгорания к 2035 году даст, по мнению Ципсе, обратный эффект, он приведет к резкому возрастанию спроса на традиционные автомобили. Респектабельная Frankfurter Allgemeine Zeitungв этой связи констатирует: из 100 проданных в этом году в Германии автомобилей 84 по-прежнему имели двигатель внутреннего сгорания. По мнению обозревателей, переход на электрокары будет происходить достаточно медленно.В немецких и австрийских СМИ в последнее время все чаще появляются материалы, ставящие под сомнение необходимость форсированного перехода на электромобили. «Зеленый» план Еврокомиссии предусматривает полный запрет с 2035 года продаж машин с двигателями внутреннего сгорания. Этот радикальный план остается в силе, несмотря на ухудшение экономической ситуации в Европе в результате эпидемии COVID-19 и разрыва энергетических связей с Россией.Официальная пропаганда на уровне ЕС и правительств европейских стран игнорирует тот факт, что преимущества электрокаров отнюдь не столь велики, как об этом пишут в официальных документах. Недостатки «Е-мобильности» особенно наглядно проявляются в условиях нынешнего энергетического кризиса. Руководство ЕС не до конца осознает сложность поставленной задачи, особенно для тех стран, где у населения нет элементарных средств на покупку новых «бездымных» автомобилей. К тому же массовый переход на электромобили в Европе потребует не менее 80 млрд евро на развитие сети зарядных станций.Основная критика водителей сводится к следующим пунктам:1. Цена электромобиля слишком высока.2. Запас хода ограничен.3. Сеть зарядных станций недостаточно развита.4. Вопросы вызывают ремонт, срок износа батарей и их замена и утилизация, а также длительность зарядки аккумулятора на автобане.5. Экологические преимущества сомнительны, ведь электричество тоже в значительной степени генерируется за счет сжигания нефти и газа.Frankfurter Allgemeine Zeitung отмечает, что сырьевая база для производства электромобилей становится все более ограниченной. Кёльнский институт немецкой экономики обращает особое внимание на «угрожающий» дефицит кобальта и лития. При этом растет зависимость от китайских производителей батарей, поскольку основные запасы лития и кобальта находятся в Китае, который контролирует цепочку поставок аккумуляторов.Венская Der Standard попыталась дать объективную оценку ситуации на автомобильном рынке. Опрос, проведенный газетой, выявил следующее: цена на новые электромобили в Австрии колеблется в диапазоне от 30 до 50 тысяч евро. В среднем это дороже, чем цена на автомобили с двигателем внутреннего сгорания в той же ценовой категории. Минусом является тот факт, что рынка подержанных электрокаров пока еще нет, в отличие от традиционных авто. Подержанные электромобили составляют лишь 2,2% на вторичном рынке.Индивидуальные водители пока еще избегают покупать электрокары, так как опасаются новых расходов. Около 80% всех электромобилей в первом полугодии 2023 года были приобретены фирмами, которые, в отличие от рядовых покупателей, могут позволить себе больше финансового риска и оборудовать свои стоянки зарядными устройствами. К тому же фирмы хотят выглядеть «прогрессивными» в глазах государственных подрядчиков и корпораций.На какое расстояние хватает зарядки? По данным производителей, небольшие электрокары могут проехать 180 км, большие модели BMW и Mercedes-Benz – до 600 км. Однако реальные цифры обычно ниже, в зависимости от температуры воздуха, дорожных условий, количества пассажиров и использования климат-контроля. Планировать отпуск с электрокаром надо очень тщательно, так как во многих странах инфраструктура не развита, а в ряде регионов зарядных станций просто нет. Эксперты рекомендуют медленную зарядку, которая может длиться несколько часов, так как это бережет батарею и стоит дешевле.Затрата электричества составляет от 14 кВт/ч на 100 км для маленького «Фиата» до 30 кВт/ч для Mercedes-Benz. Специалисты сети быстрой зарядки Smatrics подсчитали, что средний показатель составляет 15 кВт/ч на 100 км. Формально стоимость зарядки электрокара обходится дешевле, чем заправка бензином традиционного автомобиля. Однако при быстрой зарядке постоянным током на автобане это может обойтись дороже, а с учетом роста цен на электричество соотношение вообще может измениться в пользу двигателя внутреннего сгорания. Поэтому специалисты рекомендуют заряжать батарею дома – медленно и переменным током.Ведущий австрийский специалист в области финансов и менеджмента Гюнтер Штробль объясняет, почему он, как и миллионы водителей в Австрии и Германии, не пересаживается с традиционного автомобиля на электрокар. По его подсчетам, если сложить все расходы, то эксплуатация «бездымного» автомобиля обойдется дороже. Уже само по себе приобретение нового электрокара стоит дороже, и таких денег у большинства потребителей попросту нет.