Главная / В мире / Евразия: между Россией и Турцией
Пример HTML-страницы

Евразия: между Россией и Турцией

Турция начинает играть все более активную роль в геополитике, пишет The National Interest. В то же время она становится очень важным союзником сразу для двух противоборствующих блоков — НАТО и союза России, Китая и Ирана.Военная спецоперация России на Украине и антироссийские западные санкции укрепили экономические отношения между Москвой и Турцией. Россия стала ведущим партнером Турции по ее импорту, а турецкий экспорт в Россию также вырос. В условиях изоляции России от Запада Турция приобретает все большее значение как покупатель российского газа и реэкспортер европейских товаров на российский рынок. К растущему беспокойству западных стран президент России Владимир Путин назвал энергетические отношения между двумя странами «подлинно стратегическими».Но их сотрудничество идет рука об руку с геополитической конкуренцией в условиях, когда все более уверенная в себе Турция бросает вызов России на Южном Кавказе и в Центральной Азии — двух регионах, которые Москва твердо считает частью своей исключительной сферы влияния, необходимой для ее поддержания статуса великой державы. Используя Азербайджан на Южном Кавказе в качестве ворот, Турция расширяет свое влияние на тюркоязычные государства Центральной Азии на восточном берегу Каспийского моря. Таким образом, транскаспийская геополитическая ситуация развивается под эгидой тюркского блока сотрудничества, охватывающего такие разнообразные области, как безопасность, торговля и культура.

Становление Турции как альтернативы поддержания региональной безопасности

Начало роста геополитического влияния Турции в широком Каспийском регионе можно отнести к Нагорно-Карабахской войне 2020 года между Арменией и Азербайджаном. Во время нее обширная военная поддержка Анкары позволила Азербайджану вернуть себе значительную часть территории, которую непризнанная Нагорно-Карабахская Республика контролировала с начала 1990-х годов. Хотя Россия и выступила посредником в прекращении огня и ввела миротворцев в зону конфликта, это не изменило того факта, что война закончилась победой Азербайджана, союзника Турции. Таким образом, Турция обеспечила себе военное присутствие на Южном Кавказе.Воодушевленные этим успехом, Турция и Азербайджан решили закрепить свой стратегический альянс в Шушинской декларации 2021 года. Этот договор со страной-членом НАТО, который включает обязательства по взаимной обороне, предоставляет Азербайджану, как единственной стране, расположенной и на Южном Кавказе, и в Центральной Азии, реальную альтернативу Москве как гарантии безопасности. В сентябре 2023 года осмелевший Азербайджан достиг своей цели, к которой он стремился три десятилетия — захватить полный контроль над Нагорным Карабахом посредством военного нападения. Под бременем СВО на Украине Россия объявила о немедленном и полном выводе своих войск из Нагорного Карабаха в апреле 2024 года.Напористость Турции на Южном Кавказе не осталась незамеченной по другую сторону Каспия. Она продемонстрировала тюркским государствам Центральной Азии, что сотрудничество с Анкарой может принести реальную пользу с точки зрения безопасности. Казахстан и Узбекистан подняли свои двусторонние отношения с Турцией на уровень всестороннего стратегического партнерства, заключив соглашения о развитии военного сотрудничества в таких областях, как обучение войск, совместные военные учения и сбор разведывательной информации. Более того, турецкая оборонная промышленность быстро завоевывает доминирующие позиции на растущем рынке беспилотников в Центральной Азии.

«Срединный коридор»

Тюркское сотрудничество также помогает активизировать Транскаспийский транспортный маршрут, более известный как «Срединный коридор» (Транскаспийский международный транспортный маршрут — международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы — прим. ИноСМИ), как альтернативный торговый путь между Европой и Азией в обход России. «Срединный коридор» — это сеть автомобильных, железных дорог и морских путей, которые соединяют Европу и Азию через Центральную Азию, Южный Кавказ и Турцию. Для стран Южного Кавказа и Центральной Азии «Срединный коридор» отражает их видение межконтинентальной торговли между Китаем и Европой, соединяя их с инициативой ЕС «Глобальные ворота», а также с китайским мега-проектом «Один пояс — один путь». В Центральную Азию главными воротами является Казахстан. Тем не менее, Китай планирует дополнительный южно-центральноазиатский маршрут путем строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая, вероятно, будет соединена со «Срединным коридором».

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий