Главная / ПОЛИТИКА / Политолог Крейчи: Европа должна освободиться от русофобии – без Москвы ей не справиться
Пример HTML-страницы

Политолог Крейчи: Европа должна освободиться от русофобии – без Москвы ей не справиться

Русофобский синдром охватил Европу, пишет в статье Časopis argument политолог Оскар Крейчи. Однако ей придется выкорчевывать антироссийские идеи. С учетом появления новых центров силы уже в ближайшее время Европа не сможет играть значимую роль без России.Оскар Крейчи Если бы многие из тех заявлений о русских, которые прозвучали в общественном пространстве в последние годы, касались украинцев или ЛГБТ, ими заинтересовались бы «инквизиторские» объединения, как и, пожалуй, органы правопорядка. И это было бы правильно, поскольку в Чешской Республике порочить народ, расу, этническую группу или какую-либо другую категорию из-за их политических убеждений или веры запрещено. Это уголовное преступление. Однако тем, кто порочит русских, покровительствует не только политическая власть, но и политическая культура, которая сформировалась после бархатной революции 1989 года. Как будто ругательства в адрес русской нации стали частью либеральной корректности.

Структурированный синдром

Русофобия превратилась в неотъемлемую часть политической культуры в Чехии после ноября 1989 года. Само по себе это не оригинально: сегодня искусственно раздутый страх перед Россией на Западе является психическим синдромом, сочетанием нескольких типичных симптомов в сознании и подсознании больших групп людей. Поскольку эти симптомы взаимосвязаны, устранить только один или два невозможно. Помимо этих общих характеристик, надо отметить, что наполнение и роль русофобского синдрома в разных странах различаются. В Чехии он опирается на четыре столпа.

Государственная идея

Режим, который сформировался после бархатной революции, искал себе опору в истории и поэтому подавлял воспоминания о победе во Второй мировой войне, акцентируя эмоции, связанные с 21 августа 1968 года. Пересмотр роли Красной армии в поражении нацистской Германии, разрушение памятников и прославление власовцев — все это вторично. Главное — это построение государственной идеи нового режима на советской интервенции в 1968 году. Сегодня никто не вспоминает о стычках Палацкого с немцами, о панславизме времен национального возрождения и даже о заигрывании с русофильстом. Сегодня Чехия идентифицирует себя почти всегда через опыт подавления Россией. События 1945 года преподносятся как русская имперская экспансия, угрожавшая чешскому государству. В плену этого клише работают СМИ мэйнстрима и режимное искусство.

Культура и социальный аспект

Изменения, произошедшие после 1989 года, привели к тому, что чешская общественность в большинстве своем утратила контакт с русской культурой. При этом на фоне американизма средних слоев утвердилась мысль о том, что сотрудничество или союзничество с Россией — это путь к социально-экономической отсталости и ориентации на снижение уровня жизни. Никакие русские успехи в космосе и атомной энергетике, никакое укрепление сотрудничества России с другими инновационными центрами, помимо западных, никакие архитектурные шедевры в Грозном и превращение России в крупнейшего экспортера пшеницы в мире не могут пробить эмоции, кипящие от «достоверной информации» о болезни и кровожадности кремлевского правителя, об убийстве детей и беременных женщин русскими солдатами, об упадке русской деревни, бардаке, византийской бюрократии…

Правый консенсус

Упомянутая государственная идея, опирающаяся на карикатуру чешской истории, сопряжена с неприятием всего социалистического, и это отвращение свойственно всем политическим партиям и главным СМИ. Для этих объединений советская освободительная миссия — путь к социалистическому рабству, попирающему демократические ценности. Современную Россию тоже связывают с опасностью социализма, причем в его понимании времен холодной войны. Либерально-консервативный, а совсем не социалистический характер подавляющей части российских политических элит роли тут никакой не играет. На фоне всеобщего незнания теории частью политической культуры становятся геополитические представления Хантингтона о конфликте цивилизаций, то есть западной и православной. Кроме того, в рамках правого консенсуса внешняя торговля целенаправленно связывается с безопасностью страны, хотя за этими разговорами скрывается циничная ориентация на личное обогащение отдельных лиц и компаний в ущерб национальным интересам.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий