Главная / ПОЛИТИКА / Почему проукраинский премьер Италии пошел в отставку, и кто сейчас борется за его должность
Пример HTML-страницы

Почему проукраинский премьер Италии пошел в отставку, и кто сейчас борется за его должность

Недавние политические события в Италии можно назвать комедией и даже фарсом, пишет «Европейська правда». Все игроки действовали так, как не должны были: правительственная коалиция лишь имитировала свое существование и в результате развалилась.Ярина Груша-Поссамай, Сергей СидоренкоПротивники премьера выступили против его программы, но сбежали с голосования, где могли бы объявить ему недоверие. Премьер выиграл голосование за сохранение своего правительства, получив при этом девяносто пять голосов «за» и тридцать восемь «против» – но ушел в отставку, потому что остался недоволен этим результатом.Впрочем, на самом деле, каждый из этих шагов является обоснованным, все вместе они подвели итог политическому кризису в Италии, достигшему кульминации еще на прошлой неделе, когда популистское «Движение 5 звезд» впервые решило поставить на голосование вопрос о доверии к правительству Марио Драги, в котором большинство министров являются назначенными, собственно, от этого же «Движения 5 звезд».За этим театрализованным политическим действом следила вся страна, и пересказать его суть лучше всего также в виде такой себе трагикомедии из пяти актов. Но ее развязка еще не известна – она ждет нас двадцать пятого сентября, на досрочных выборах в итальянский парламент.

Завязка

Итак, началось все неделю назад, когда глава итальянского правительства написал заявление об отставке, реагируя на то, что депутаты от коалиции не поддержали пакет решений для оздоровления итальянской экономики и его удалось принять только благодаря голосам внекоалиционных депутатов.Но президент Серджо Матарелла не принял эту отставку и отправил премьера договариваться в парламент. Мол, пусть депутаты решают. Заседание, посвященное выходу из кризиса, началось двадцатого июля, когда Драги вернулся из Алжира, где он договаривался о новых источниках поставок газа в Италию вместо российского топлива.

Акт первый. Приключения разъяренного Марио

Утром двадцатого июля Марио Драги прибыл в Сенат, вышел из машины, улыбнулся и поздоровался с журналистами, ожидавших, что он сохранит пост – и, казалось, имевших для этого все основания. На протяжении предыдущих пяти дней казалось, что все складывалось в пользу Драги. Никто не хотел публично взять на себя ответственность и развалить парламент в такое сложное для Италии и для Европы в целом время. А сам Драги, наоборот, был готов контратаковать.Его речь звучала не как обращение к парламентариям, а как нарекание непослушным и капризным детям в детском саду. Впервые итальянцы услышали, что учтивый и воспитанный банкир Марио Драги умеет повышать голос – причем он делал это, обращаясь к депутатам правительственной коалиции.Он буквально кричал на фракцию «5 звезд» и лидера партии «Лига» Маттео Сальвини, который до последнего постоянно срывал работу парламента, блокируя кадастровую реформу и смену системы разрешений на управление пляжами, который, несмотря на участие своей партии в коалиции – подыгрывал оппозиционным праворадикалам (и, что не удивительно проорбановской и протрамповской, но пока еще не официально пророссийской) из партии «Братья Италии». В конце концов, даже в тот день Сальвини открыто симпатизировал антиправительственной демонстрации таксистов, бастовавших и препятствовавших нормальному движению транспорта в столице.Драги, впрочем, не только критиковал, но и предлагал порядок действий. Одним из первых пунктов его речи, (кроме напоминания об уже одобренных парламентом шагах для урегулирования кризиса в стране) была бескомпромиссная поддержка Украины. Тема конфликта на Украине также стала финальным аккордом его речи: «Как сказал мне вчера во время телефонного разговора президент Зеленский: „Единственный способ защитить Украину – это вооружить ее”, и я его полностью поддерживаю». После этих слов депутаты отправились на совещание по выработке мероприятий по выходу из кризиса.

Акт второй. Развал правительства

Переговоры продолжались несколько часов, после чего «урегулирование кризиса» превратилось в фарс. И если до этого могло сложиться впечатление, что главным «бунтарем правительства» является лидер популистов из «5 звезд» Джузеппе Конте, то теперь ведущую роль на себя перетянули две правые партии «Лига» Маттео Сальвини и «Форца Италия» Сильвио Берлускони.Эти партии известны тем, что они являются старыми добрыми друзьями России, их руководство гордится хорошими контактами с руководством РФ и лично с Путиным. Более того, речь от правых сил, которая ознаменовала развал коалиции, поручили произнести Массимильяно Ромео – депутату, который когда-то подавал прошение в парламент о том, чтобы признать Крым российским. После его выступления стало ясно, что правые не отдадут свои голоса за сохранение Марио Драги на посту премьера. Вместо этого партия Берлускони и партия Сальвини просто вышли из зала чтобы не поддерживать премьера, но и не голосовать против него.Надо заметить, что принцип голосования в Сенате Италии отличен от того, что действует в украинском парламенте. Для принятия решения достаточно большинства не от общего числа депутатов и даже не большинства от присутствующих депутатов – а лишь от большинства тех, кто голосовал. Даже если, в теории, проголосует только трое сенаторов из трехсот двадцати одного, и два голоса будут «за», решение будет принято.Но есть дополнительное условие: чтобы такое голосование было действительным, в зале должен быть кворум, то есть более половины сенаторов (сто шестьдесят один) должны дать согласие на то, чтобы голосование состоялось. Чтобы гарантировать кворум на этот раз, в зале остались сенаторы от «Движения 5 звезд», но они, по сути, поступили так же как и их правые коллеги – не голосовали вообще, чтобы не поддерживать Драги, но и не «валить» его, а голосование, по сути, оставили «на откуп» других партий.В итоге парламент поддержал вотум доверия премьеру, но из трехсот двадцати одного сенатора за это проголосовали только девяносто пять, против – тридцать восемь, а сто восемьдесят восемь сенаторов демонстративно не голосовали.

Акт третий. Чао, парламент!

Сложилась парадоксальная ситуация. Драги юридически выиграл вотум доверия и получил право продолжить работать на посту, но политически его проиграл, ведь главные и многочисленные партии коалиции «проголосовали ногами» и отказались поддерживать собственное правительство. Драги получил вотум только благодаря голосам мелких коалиционных партий, а также немногочисленных партий, которые не представлены в правительстве и формально являются скорее оппозиционными.В этих условиях можно было смело говорить о распаде и о не функциональности коалиции. И Марио Драги не замедлил это признать. Утром двадцать первого июля он поехал к президенту страны Серджо Матарелли, чтобы сообщить о своей отставке.Здесь стоит добавить, что антиправительственное «голосование ногами» поддержали не все представители правых партий – из партии «Форца Италия» Берлускони в знак протеста против развала коалиции вышли все три министра, делегированные от этой партии в правительство: министр региональной политики Мариастелла Джельмини, министр административной политики Ренато Брунетта, министр интеграции южных регионов Мара Карфанья, а также сенатор Андреа Канджини.После этого на сцену вышел президент Италии Серджо Маттарелла. Если неделю назад он отклонил отставку Драги и попросил его работать дальше и искать компромисс в парламенте, то на этот раз согласился, что такой компромисс теперь недостижим. А потому принял отставку премьера, распустил парламент и назначил досрочные выборы.

Акт четвертый. Провал друзей Путина?

Итак, двадцать пятого сентября 2022 года, за полгода до плановой даты выборов, граждане Италии будут досрочно выбирать свой парламент.За четыре года после выборов-2018, на которых сенсационно проиграли «системные политические» силы и к власти пришли левые популисты («5 звезд») и крайние правые популисты («Лига»), страна пережила четыре правительственных кризиса и три правительства в различных политических комбинациях. При этом левым и правым удавалось объединяться в правительство – оказывалось, что на практике между ними не так много различий, но есть вещи, которые объединяют, вроде евроскептицизма и дружеского отношения к РФ.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий