Главная / ПОЛИТИКА / Конфликт на Украине трансформировал мировые рынки топлива
Пример HTML-страницы

Конфликт на Украине трансформировал мировые рынки топлива

Новый энергетический рынок будет характеризоваться преобладанием спроса над предложением, пишет The Economist. Он также будет расколот по линии меридиана от Урала до Саудовской Аравии. Это позволит странам Персидского залива использовать возможности наиболее эффективно.Одним из главных победителей станет Персидский заливВ 2017 году власти Катара сняли действовавший 12 лет запрет на разработку крупнейшего в мире месторождения природного газа, большая часть которого находится в водах Персидского залива. Вскоре после этого Катар объявил о планах по разработке своей доли этого месторождения (другая его часть находится в территориальных водах Ирана) в рамках Проекта расширения месторождения Северное (North Field Expansion, NFE)стоимостью около 30 миллиардов долларов. Этот проект направлен на то, чтобы увеличить добычу сжиженного природного газа (СПГ) с нынешних 77 миллионов тонн в год до 110 миллионов тонн уже к 2026 году – это примерно 152 миллиарда кубических метров газа. Тогда критики назвали этот шаг крайне рискованным – ставкой, которая попросту не может сыграть. Но власти Катара отреагировали на критику сообщением о том, что вторая фаза их планов предполагает увеличение добычи СПГ до 126 миллионов тонн в год к 2027 году – это примерно треть объема сегодняшнего рынка СПГ.В 2019 году переизбыток СПГ на глобальном рынке привел к снижению спотовых цен в Азии, где Катар продает большую часть своего газа, до 5,49 доллара за миллион британских тепловых единиц (БТЕ), что стало самой низкой ценой за целое десятилетие. Годом позже, когда локдауны, вводимые в ответ на распространение коронавирусной инфекции, заметно подавили спрос, цена на СПГ упала еще на 20% ниже, до рекордно низкого уровня в 4,39 доллара. Критики проекта NFE почувствовали запах крови. Однако министр энергетики Саад аль-Кааби (Saad al-Kaabi) решил не отступать от своего плана. Его расчеты показывали, что к 2025 году – «плюс-минус два года» – мир снова будет остро нуждаться в природном газе.Конечно, аль-Кааби ошибся в сроках, однако в остальном он оказался прав. В 2021 году восстановление спроса на энергоносители привело к тому, что потребители начали бороться друг с другом за СПГ – отчасти это объясняется тем, что он считается более безопасным для климата, чем уголь. В 2022 году из-за боевых действий на Украине, вследствие которых цены на газ в Европе за год выросли в шесть раз, в Доху, столицу Катара, одна за другой приезжают делегации из разных стран в попытках договориться о поставках. В тот день, когда репортеры Economist беседовали с аль-Кааби, глава Европейского совета Шарль Мишель (Charles Michel) тоже был в Дохе, противостоя свирепой жаре и футбольной лихорадке (этой зимой в Катаре проходит Чемпионат мира по футболу), и он туда приехал, чтобы просить Катар об увеличении поставок газа. За две недели до него Доху посетил премьер-министр Греции, а через две недели после него – канцлер Германии.Им не удалось достичь существенных результатов. В августе Катар отправил в Европу два миллиона тонн СПГ. Это была лишь пятая часть от общего количества, отгруженного в августе, но, как сказал аль-Кааби, это был максимальный объем, который они могли отправить в Европу, потому что остальной газ предназначался покупателям, заключившим долгосрочные контракты, главным образом в Азии. В будущем вряд ли станет легче. Аль-Кааби подписал партнерские соглашения с пятью крупнейшими западными нефтегазовыми компаниями, но он также обсуждает возможность заключения партнерских договоров с китайскими, индийскими, японскими и южнокорейскими фирмами. И он готов заключать прямые сделки на поставки «со всеми».Многочисленные сделки, которые заключает Катар, указывают на фундаментальную перестройку глобальной системы торговли энергоносителями. Последние несколько лет основными организующими принципами сложной сети покупателей и продавцов топлива в мире были цена и климатические соображения. Теперь военный конфликт на Украине вновь привлек пристальное внимание к теме энергетической безопасности – как раз в тот момент, когда быстро нарастить предложение невозможно. Рынок, который в результате сложится, будет характеризоваться преобладанием спроса над предложением. Он также будет расколот по линии меридиана, идущего от Урала до Саудовской Аравии, и это позволит странам Персидского залива использовать возможности так эффективно, как никогда раньше.Поворачиваясь лицом к восходуИз трех важнейших потоков энергоносителей – сырая нефть, нефтепродукты и природный газ – начнем с того, где колебания наименее очевидны, а именно с рынка сырой нефти объемом в 100 миллионов баррелей в день. С декабря европейские страны вводят запрет на импорт сырой нефти из России морским транспортом. В январе прошлого года объемы такого импорта составили 1,9 миллиона баррелей в день. Экспорт российской сырой нефти составляет около 5 миллионов баррелей в день, то есть это весьма существенная потеря. Европейские санкции не распространяются на гораздо менее значительный поток нефти, около 800 тысяч баррелей в день, которая поставляется по трубопроводу, – эта лазейка была создана для того, чтобы успокоить Венгрию, у которой нет выхода к морю. Почувствовав возможность наказать Европу и посеять раздор, Россия вполне способна полностью прекратить поставки и по трубопроводам.Надо сказать, Россия может позволить себе рассматривать такой вариант, потому что, если она не продаст свою нефть Европе, она с легкостью продаст ее в другие страны. Консалтинговая компания Rystad Energy считает, что Россия сможет успешно перенаправить 75% той нефти, от которой Европа откажется. И этот процесс перенаправления потоков уже идет полным ходом. Хотя европейский и американский импорт российской нефти с февраля сократился на 760 тысяч баррелей в день, количество судов, покидающих российские порты, свидетельствует о том, что в настоящее время она отгружает на полмиллиона баррелей в сутки больше, чем год назад, то есть 1,3 миллиона баррелей в сутки уже нашли новых покупателей.В августе Индия, которая до февраля покупала достаточно мало российской нефти, импортировала 765 тысяч баррелей в день, Китай импортировал 900 тысяч баррелей в день, что на 230 тысяч больше, чем год назад. Ади Имсирович (Adi Imsirovic), бывший начальник отдела торговли нефтью в российском «Газпроме», который сейчас работает в Оксфордском институте энергетических исследований, считает, что мощности китайских хранилищ и нефтеперерабатывающих заводов позволят «поглотить» те избыточные баррели, которые останутся у России после вступления новых санкций в силу.Европе хотелось бы остановить этот процесс перенаправления потоков. Когда эмбарго на нефть, поставляемую по морю, вступит в силу, европейским страховым компаниям, доминирующим на глобальном рынке перевозок, будет запрещено страховать суда, транспортирующие российскую нефть. Возможно, это не станет ощутимым ударом для Китая и Индии, которые могут сами страховать свои суда, но это станет проблемой для более мелких покупателей, не имеющих достаточно средств, таких как некоторые африканские страны, которые в августе импортировали из России 200 тысяч баррелей в день (хотя прежде они ее практически никогда не покупали). Европа может сделать поблажки для тех, кто согласится покупать российскую нефть по цене, установленной Большой семеркой, – эта мера призвана сделать торговлю нефтью невыгодной для России. Но Москва уже объявила, что она не станет продавать свою нефть по цене, которую навязывает ей Большая семерка.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий