Главная / НАУКА / Российские ученые ищут способ лишить раковые клетки способности к омоложению

Российские ученые ищут способ лишить раковые клетки способности к омоложению

Приспосабливаемость клеток к различным контрагентам – это их фундаментальное свойство. Если бы у них не было способности к адаптации, неживая природа легко погубила бы жизнь.

У опухолевых клеток способность к адаптации особенно выражена, потому и болезнь столь коварна. Гены раковых клеток могут, в зависимости от раздражителя, работать, «молчать» или перепрограммироваться, становясь более сильными.

Известно, что после терапевтических доз химических препаратов клетки опухоли как будто старятся: замедляют деление, притормаживают обмен веществ. Раньше ученые, опираясь на аналогию с человеческой старостью, думали, что это и есть верный их путь к смерти. Однако раковые клетки их обманули. В отличие от человеческой старости, их временное старение оказалось обратимым: опухоль в состоянии старости залечивает повреждения и снова возвращается к своей «преступной деятельности».

– Сейчас мы не говорим о сильных дозах препаратов, которые, конечно, способны добить раковые клетки до конца (но вместе с ними повредить и здоровые), – говорит Замкова. – Когда мы повреждаем ДНК раковой клетки малой дозой химиопрепарата, клетка, как правило, останавливает свое деление, замирает клеточный цикл. То есть все в ней как бы говорит о том, что идет подготовка к окончательному угасанию. Несколько лет назад ученые обнаружили, что такие  клетки могут починить сами себя, выйти из старения и продолжить делиться. Причем новые их клоны зачастую оказываются более агрессивными, возможно, потому, что малые дозы химиопрепаратов помогают им адаптироваться и стать сильнее.

По словам исследователя, в лаборатории сейчас тестируется одно новое соединение, которое по предварительным данным, препятствует «выходу» раковых клеток из их мнимого старения при лечении традиционными препаратами.

– Это не совсем новое вещество, – поясняет исследовательница, – оно было изобретено в США несколько лет назад. Ученые изучали его влияние на процесс становления старения, а также на распространение негативных эффектов от опухолевых стареющих клеток на микроокружение опухоли и т.д. Но что происходит после терапии, когда у клеток заканчивается период «старения» (обычно это происходит через 2-3 недели, как показали исследования инвитро), это ученые начали изучать недавно, многое еще непонятно.

Ученые решили исследовать изначально ожидаемый процесс возрождения клеток рака легкого после обработки их малыми терапевтическими дозами нового препарата. Выяснилось, что спустя отведенное им время на «старость», клетки рака так и не реанимировались.

Получается, ученые впервые достигли полной гибели раковых клеток от  малой терапевтической дозы традиционного химического вещества при совместном применении с исследуемым препаратом!

– Мы предполагаем, что препарат, который мы проверяли, влияет на перепрограммирование транскрипции генов, в частности, воздействует на белок-регулятор клеточного цикла, – поясняет Замкова. – Когда клетка останавливает деление, его уровень сильно повышается, что препятствует  дальнейшему делению. Но часто в раковых клетках уровень белка-регулятора со временем снова падает, и процесс деления возобновляется. Не исключено, что испытываемый нами препарат не дает снижаться его выработке.

Ученые отмечают, что пока им удалось закрепить эффект «старости» и добиться гибели только для одного вида опухолевых клеток. На другие испытываемое вещество не подействовало. Исследования продолжаются.