Главная » ЛЕНТА НОВОСТЕЙ » Северная сторона: как бухты Севастополя получили свои названия. Ч. 2

Северная сторона: как бухты Севастополя получили свои названия. Ч. 2

Spread the love

Фото:
РИА Новости Крым

Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым
В берег Севастополя врезались десятки удивительных бухт. Каждая гавань носит свое уникальное название, которое было получено за определенную черту, качество или заслугу. В первой части публикации речь шла о севастопольских бухтах, которые расположились у южной стороны Большой бухты. В этой статье расскажу о бухтах Северной стороны Севастополя, а также гаванях за пределами Севастопольской бухты.

Константиновская бухта
Первой у выхода из Севастопольской бухты на Северной стороне города расположилась Константиновская бухта. Свое название она получила в честь Константиновской казематированной батареи, которая отличилась во время первой и второй обороны Севастополя. Во время первой бомбардировки Севастополя в ходе Крымской войны 5 октября 1854 года форт подвергся массированному обстрелу британцев, но в долгу не остался — от точных попаданий загорелись линкоры «Лондон», «Ким» и «Агамемнон», которые были вынуждены отойти подальше в море. Благодаря защитникам морской крепости в годы Великой Отечественной войны была обеспечены эвакуация мирного населения и красноармейцев с Северной стороны и вывод кораблей Черноморского флота из Севастопольской бухты.
Константиновская батарея в Севастополе
Бухта Матюшенко

За Константиновской бухтой расположилась гавань имени Афанасия Николаевича Матюшенко — одного из руководителей восстания на броненосце «Потемкин» в 1905 году. Сразу за бухтой Матюшенко находится Старосеверная бухта, на берегу которой возвышается Михайловская казематированная батарея. До начала XX века эта гавань называлась просто Северная и служила основным транспортным узлом, который связывал два берега города: именно сюда приставали ялики и лодки с пассажирами.
Вид на Михайловскую казематированную батарею
Северные бухты
В 1900 году городские власти решили отремонтировать причал Северной бухты, поэтому высадку и посадку пассажиров перенесли в соседнюю бухту, которую также стали называть Северной. Это название так и закрепилось за гаванью, а бухту, где располагался старый причал, назвали Старо-Северной.

Причалы Северной бухты Севастополя
Инженерная бухта
К востоку от Северной бухты лежит Инженерная гавань. Название она получила в конце XIX века после окончания строительства пристани инженерного ведомства. До этого ее называли Куриной: после оккупации южной части Севастополя англо-французскими войсками в районе этой бухты селились севастопольцы, которые не захотели перебираться в глубь Крыма. Они строили здесь дома и, естественно, вели домашнее хозяйство, в частности, разводили кур. Так и возникло название бухты.
Доковая бухта
Еще ближе к корню Севастопольской бухты находится Доковая или Панайотова бухта. Второе название связно с прилегающей к гавани балкой Панайотова (контр-адмирала Константина Юрьевича Панаиоти (по другой версии Патениоти), который командовал второй бригадой Черноморскогого флота и был командиром Севастопольского порта в первой половине XIX века, и, вероятно, владел дачей или хутором в этом месте). Позже в бухте был построен один из крупнейших на Черном море сухих доков, чем объясняется второе название гавани. Сегодня в бухте располагается грузовой терминал компании «Авлита».

Зерновой терминал на берегу Доковой бухты

Бухта Голландия
Дальше лежит бухта Голландия. Название связано с традициями русских кораблестроителей. Дело в том, что при основании Санкт-Петербурга в первоочередном порядке стали строить склады лесоматериалов для строительства и ремонта кораблей. Поскольку изначально корабельный лес поставлялся из Голландии, кроме того, первые мастера-корабелы были из тех краев, площадку назвали Новой Голландией. В Севастополе в начале XIX века на берегу гавани также построили склады лесоматериалов для нужд флота и назвали по аналогии с площадкой в столице Российской Империи.
Бухта Голландия
Сухарная бухта
За Голландией расположилась бухта Сухарная. Свое название гавань получила в начале XIX век опять же из-за производства, развернутого на ее берегах. В то время здесь работал большой завод, который производил сухари для Черноморского флота. Согласно парижскому мирному договору, подписанному по итогам Крымской войны, России и другим странам региона запрещалось иметь военный флот на Черном море. Поэтому потребности в производстве сухарей отпала, но название сохранилось.
Маячная бухта

Еще восточнее лежит небольшая Маячная бухта. Названия закрепилось в 20 годах XIX века после строительства двух маяков, составляющих инкерманский створ.
Нефтяная бухта
Последняя гавань на Северной стороне Севастополя — Графская или Нефтяная бухта. В конце XVIII века в окрестностях гавани находился хутор командующего Черноморским флотом графа Марка Войновича. В четь этого дворянского титула гавань и получила свое название. Второе название появилось со строительством на берегах бухты комплекса для заправки военных кораблей и хранения запасов нефтепродуктов.
Нефтяная бухта Севастополя

Источник

Оставить комментарий